Как научить ребенка плавать
Плавание — это прекрасный вид спорта, который помогает сформировать гармоничные физиологические параметры растущего детского организма и укрепить здоровье. Чтобы достигнуть этих целей, надо знать, как научить ребенка плавать. Рассмотрим, как это сделать максимально эффективно и избежать возможных ошибок.
1. Найти правильное место
Самым подходящим местом для обучения плаванию является бассейн. В море этому процессу мешают волны и солёная вода. В реке или пруду вода слишком холодная и недостаточно прозрачная, не комфортная и пугающая для малыша. Пока не освоены плавательные очки, нельзя допустить, чтобы попавшая в глаза вода вызывала жжение.
Глубина должна быть по пояс либо чуть выше, а температура воды +25оС...+28оС.
2. Помочь ребенку освоить очки
Приучить к очкам гораздо легче, если делать это в игровой форме, демонстрируя преимущества на себе. Сначала надо предложить примерить очки. Не надо сразу закреплять их резинкой. Достаточно на первых порах прислонить к лицу, дать малышу почувствовать защиту и снять недоверие к этому аксессуару.
Некоторые дети боятся очков и отказываются их надевать. Надо проявить максимум терпения и доброжелательности. Можно переключить внимание на игры и вернуться к этому вопросу попозже.
После нескольких примерок малыш поймёт, как это здорово — видеть, что происходит под водой.
3. Отказаться от плавсредств
Приспособления, которые помогают удерживаться на воде, не дают возможности балансировать, препятствуют обучению. Не надо использовать надувные круги, доски, жилет, нарукавники. Малыш будет инстинктивно напрягать шею, тянуть вверх голову и опираться на плавсредство.
Нельзя научиться плавать без ныряний. Экипировка мешает процессу обучения плаванию.
4. Дать возможность привыкнуть к воде
Чтобы ребёнок быстрее психологически расслабился, можно использовать следующие игровые приемы:
- весело и непринужденно брызгаться на мелководье;
- опустив лицо в воду, пускать пузыри;
- придумывать любые игры, которые принесут ребенку радость и приятные ассоциации.
5. Отработать навык погружения в воду с головой
Ребенок не сможет научиться плавать, если не научится без страха погружаться в воду. С точки зрения ребенка это очень опасно. Снять предубеждение помогут игры:
- Для начала брызгаться таким образом, чтобы капли доставали лицо. Можно поливать сверху, демонстрируя всем видом, что это не страшно, а даже приятно.
- Подпрыгивать и приседать на различной глубине. Уровень воды должен доходить малышу сначала до губ, затем чуть выше. Надо получить согласие погрузиться с головой в воду буквально на секунду.
- На малой глубине можно разбросать игрушки и объявить охоту за пиратскими сокровищами.
Когда ребёнок хлебнёт воды и закашляется, реакция взрослого должна быть спокойной. Юный пловец должен быть уверенным в том, что ничего опасного с ним не происходит.
Чтобы помочь малышу избавиться от остатков воды в носоглотке, надо попросить сделать резкий выдох через нос.
6. Научить малыша выдыхать в воду
Важным этапом правильного обучения плавания является освоение выдоха. Это очень важно для правильной техники плавания. Ребёнку объясняют, что для него это не новое упражнение, ведь именно так пускаются пузыри. Умение закрепляют, позволяя малышу пускать пузыри исключительно носом, так как ртом делают вдох.
Помогут освоить упражнение подпрыгивания и приседания, при этом добавляются выдохи при погружении в воду. Чтобы ребенок научился правильно выдыхать, его просят набрать воздух, зажать рот рукой и попробовать издать протяжное «м-м..» носом.
7. Навык удерживаться на воде
Чтобы малыш быстрее научился плавать, используются упражнения «звёздочка» и «медуза». В процессе их выполнения малыш задерживает дыхание и максимально расслабляет шею, что помогает успешно «зависать» на воде.
8. Начать передвигаться
Чтобы научить малыша скользить на воде, используется упражнение «стрелочка». Ученика придерживают под грудь и просят приподнять руки над головой, потом мягко лечь на воду, выпрямиться и расслабиться.
После того как упражнение будет освоено с помощью взрослого, надо дать возможность ребёнку выполнить его самостоятельно. Отойти на пару метров от края бассейна и попросить ученика резко оттолкнуться ногами от борта. Так малыш научиться «доскальзывать» по воде до учителя.
9. Начать работать ногами
Упражнение «стрелочка» усложняют, подключая к процессу передвижения ноги. Используются два варианта обучения:
- Кроль. Движения ногами производят по принципу ножниц, от бедра, стопы вытянуты.
- Брасс. Ноги сгибают в коленях и подтягивают к себе. После этого их разводят в стороны и отталкиваются.
10. Подключить к процессу руки
Проще освоить передвижение брассом и грести руками синхронно. Не надо ждать, что ребенок сразу точно исполнит упражнение. Иногда малышу кажется более легкой техника «по-собачьи», когда руки двигаются поочерёдно. Упражнения начинаются со «стрелочки», постепенно в процесс вовлекаются руки и ноги.
11. Правильное дыхание — основа всего
Описанные упражнения выполняют на задержке дыхания. Однако длительно передвигаться таким образом не получится. После того как малыш будет без труда совершать базовые движения, надо учить его поднимать голову, вдыхать и не останавливать передвижение по воде.
Вдыхать надо исключительно ртом. Если делать это через нос, вода, которая попадет в носоглотку, заставит испытать неприятные ощущения.
Важные нюансы в обучении
Кроме выполнения правильных техник и правил, в процессе обучения надо учитывать следующие моменты и не допускать ошибок:
- Экстремальные методы недопустимы. Способ бросать в воду в надежде на инстинкты, чреват непоправимыми психологическими последствиями. У ребенка могут появиться стойкая боязнь воды и недоверие к взрослым.
- Если ребенок выглядит встревоженным, надо разобраться в проблеме, выслушать малыша и только потом решать, стоит ли продолжать занятия.
- Внимание ребенка активно фокусируют на успехах. Нельзя делать замечаний, ругать ученика за неудачи.
- Физиологические возможности ребенка и взрослого отличаются. Это надо учитывать. Полной координация движений у разновозрастных пловцов добиться невозможно.
Если возникает необходимость в страховочных плавредствах, не надо использовать круги. Они заставляют малыша держаться на воде вертикально. В крайнем случае для безопасности и снижения нагрузки применять жилеты или нарукавники. Либо вообще обходиться без всего.
Заключение
Плавание для ребенка — очень полезное занятие. Все этапы обучения важные, не стоит ими пренебрегать. Спешка, негативные эмоции только затормозят процесс. Быстрому освоению навыков держаться на воде, правильно дышать и двигаться помогут игры и доброжелательное отношение взрослых.