Игрушки для детей аутистов
Аутизм - это неврологическое расстройство развития, характеризующееся трудностями социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, ограниченными интересами и повторяющимся поведением. Проявляется в раннем детском возрасте и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
Дети с аутизмом имеют характерные особенности развития и восприятия окружающего мира. В социальном взаимодействии они испытывают значительные трудности: установление и поддержание визуального контакта, использование и понимание жестов, мимики и других невербальных коммуникативных сигналов даются им с огромным трудом. Им сложно интерпретировать эмоциональные проявления окружающих, что приводит к предпочтению уединенных занятий и игр.
Речевые навыки при аутизме развиваются с задержкой или вовсе отсутствуют. Для аутистов характерны механическое повторение слов (эхолалия), нарушения интонации, темпа и ритма речи, склонность к буквальному восприятию выражений и шуток. Круг интересов этих детей ограничен, они увлечены лишь несколькими предметами или действиями. Для них свойственны повторяющиеся стереотипные движения тела, настаивание на соблюдении неизменного порядка, высокая тревожность при любых изменениях привычной обстановки.
Особого внимания требует нарушенное сенсорное восприятие: гиперчувствительность или наоборот игнорирование звуков, тактильных раздражителей, света. Аутисты склонны "зацикливаться" на мелких деталях предметов, пропуская их образ в целом. Интеллектуальные способности также развиваются неравномерно, с резкими перепадами от одной области к другой.
Проявления аутизма индивидуальны и могут варьироваться от легких до очень тяжелых форм. Часть детей с аутизмом имеют выдающиеся способности в определенных областях. Уровень интеллекта при аутизме может быть как нормальным, так и пониженным.
Ранняя диагностика и коррекционная помощь специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) позволяют значительно облегчить проявления аутизма и адаптировать ребенка к самостоятельной жизни.
Значение игрушек в развитии ребенка с аутизмом
Игрушки играют важную роль в развитии ребенка с аутизмом. Они помогают в социальном взаимодействии, предоставляя безопасную среду для установления контакта, совместных игр с родителями и сверстниками. Кроме того, правильно подобранные игрушки стимулируют развитие сенсорного восприятия, часто нарушенного при аутизме. Использование игрушек в игровой форме способствует речевому развитию, вовлекая ребенка в диалог, дает образцы правильного произношения, интонации.
Занятия с любимыми игрушками помогают снизить уровень напряжения и тревоги, характерные для аутистов при изменении привычного порядка или окружения. Знакомые предметы создают ощущение безопасности, позволяют установить ритуалы и порядок действий. Таким образом, грамотный подбор и использование игрушек оказывает многостороннее положительное влияние на развитие ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Принципы выбора игрушек для детей с аутизмом
При выборе игрушек для детей с аутизмом важно учитывать несколько ключевых принципов. В первую очередь, игрушки должны быть прочными, безопасными и рассчитанными на активное использование, поскольку на ранних этапах развития аутичные дети часто бросают, топчут, пробуют на вкус игрушки.
Также игрушки должны быть интерактивными и реагировать на действия ребенка, давая ему четкий и понятный отклик, например звук, движение, свечение. Это позволит ребенку устанавливать простые причинно-следственные связи. Также важна простота игрушек и однозначность их функций, чтобы ребенок не испытывал затруднений с пониманием способа взаимодействия.
Игрушки должны стимулировать развитие сенсорного восприятия посредством звуков, фактур, огней и так далее. При этом необходимо соответствие возрастным особенностям ребенка, его актуальному уровню развития. Ориентация на зону ближайшего развития позволит избежать фрустрации от слишком простых или наоборот сложных игрушек. Только при соблюдении этих принципов игрушки окажут максимально эффективное влияние на всестороннее развитие ребенка с аутизмом.
Популярные типы игрушек
Для детей с аутизмом специалисты обычно рекомендуют несколько типов игрушек:
- сенсорные игрушки различной фактуры, издающие звуки, меняющие цвет или подсвечивающиеся - помогают развивать восприятие.
- конструкторы из крупных элементов простой формы - способствуют координации движений и развитию мелкой моторики.
- объемные куклы и фигурки с четкими, лаконичными очертаниями - погружают ребенка в игровой процесс.
- музыкальные игрушки в виде различных инструментов - поддерживают интерес к звукам, мелодии, ритму.
- массажные мячики, прорезыватели для зубов, тренажеры с разными застежками - стимулируют развитие общей и мелкой моторики.
Примеры игрушек
- Попер - вогнутая доска-качалка на присосках для детей 3-10 лет. Издает лопающие звуки при движении, развивает координацию и вестибулярный аппарат.
- Непроливающееся ведерко Little Kids Fubbles для мыльных пузырей. Безопасно крутить и вертеть - раствор не прольется. Успокаивает и вызывает радость.
- Наборы для лепки Play-Doh с баночками цветного пластилина и набором формочек. Ребенок мнет, лепит, исследует текстуру руками. Развивает моторику и творчество.
- Поппит Dimpl - доска с цветными антистресс-пупырками для надавливания и вдавливания пальцами.
- Цифровые книги с озвученным текстом и картинками, знакомящие с миром в игровой форме.
- Сенсорные подвесные качели Harkla для раскачивания и балансировки - успокаивают и развивают координацию.
- Жевательное ожерелье из силикона для отвлечения от неправильных манипуляций с предметами.
- Карточные игры на сопоставление картинок для расширения словарного запаса.
- Деревянная железная дорога для игр с составом, изучения причинно-следственных связей.
- Сенсорные развивающие доски с разными текстурами, лабиринтами, шестеренками и т.д.
- Игрушки для воды - столы с рычагами, душем, мельницами, краниками, стимулирующие тактильные ощущения.
- Строительный конструктор Battat - кубики с мягкой щетиной для создания объемных фигур.
- Музыкальный батут с подвеской для прыжков под веселые мелодии.
- Twirly Whirly - завораживающая вращающаяся музыкальная игрушка с легкими звуками.
- ArtCreativity - волшебный меняющий цвет блестящий шар.
- Игровая кухня с плитой, посудой, продуктами для сюжетных ролевых игр.
Список подходящих игрушек для детей с аутизмом можно продолжить вкладышами, сортировщиками по форме и цвету, крупными пазлами, пирамидками, фигурками любимых героев мультфильмов, животных, фантастических персонажей, ярких книг с картинками.
Важно понимать, что у каждого ребенка с синдромом аутизма могут быть свои индивидуальные потребности и предпочтения в игрушках. Поэтому их подбор следует осуществлять с учетом конкретного ребенка и потенциального терапевтического эффекта. Правильно подобранные игрушки помогут развить необходимые социальные, коммуникативные, сенсорные и познавательные навыки в игровой форме.
Процесс игры аутичных детей
Дети с аутизмом демонстрируют специфические особенности игрового поведения уже в раннем возрасте. Они склонны выстраивать игрушки в строго упорядоченные ряды, предпочитая играть в одиночестве. Аутистов увлекают стереотипные, монотонные действия с игрушками: раскачивание, верчение, подбрасывание. Они с трудом вовлекаются во взаимодействие и совместную игру со взрослыми и сверстниками.
В отличие от типично развивающихся сверстников, дети с РАС демонстрируют низкий уровень речевой и невербальной коммуникации в процессе игры, им сложно задавать вопросы, комментировать происходящее. При подборе игрушек важно учитывать особые интересы и сенсорные предпочтения аутичных малышей, чтобы увлечь их игровым процессом.
Самостоятельная сюжетно-ролевая игра практически отсутствует у детей с аутизмом, в отличие от их нейротипичных сверстников к 3 годам активно разыгрывающих разнообразные ролевые сценки. Аутистам требуется помощь взрослого в зарождении и развитии навыков символической игры.
Из-за выраженных нарушений социального взаимодействия и коммуникации дети с РАС могут не понимать, как правильно действовать с игрушками. Их игровое поведение часто кажется хаотичным и непонятным для окружающих. Поэтому им жизненно необходимо участие взрослого, способного вовлечь ребенка в игру, продемонстрировать образцы игровых действий и закрепить полезные навыки.
Рекомендации
При использовании игрушек для детей с аутизмом важно следовать определенным рекомендациям. В первую очередь необходимо подбирать игрушки согласно актуальному уровню развития ребенка, чтобы они были не слишком простыми или сложными. Для организации процесса игры следует создать специальное игровое пространство с минимумом отвлекающих факторов.
Непосредственное участие родителей и других взрослых в игровом процессе окажет положительное влияние, став мостиком к взаимодействию и коммуникации. Используя различные игрушки, можно закреплять у ребенка социальные и бытовые навыки в доступной игровой форме. Например, сюжетно-ролевые игры с кухонными наборами или машинками позволяют прорабатывать полезные умения и правила поведения.
Придерживаясь этих простых рекомендаций по выбору, организации пространства игры и вовлечению взрослых, можно добиться максимального эффекта от использования развивающих игрушек для детей с расстройствами аутистического спектра.